Развитие музыкальных способностей и интеллекта в раннем возрасте.
03 Апр 2017, Автор: adminРодители часто спрашивают: «Чему можно и нужно ли вообще обучать любимое крошечное создание?» В сущности, мы так мало знаем об истинных возможностях своих детей. Проблема в том, что многие родители не знают о благоприятных периодах, когда ребёнок готов усваивать определённые знания и навыки без каких – либо усилий. Если пропускать эти благотворные моменты, можно спровоцировать задержку в развитии многих способностей. Учеными выделены определённые сензитивные периоды в развитии музыкальности, которые обуславливаются динамикой созревания центральной нервной системы, формирования органов слуха, движения, структуры эмоциональной саморегуляции и интеллекта. Общая длительность периода музыкальной сензитивности ребёнка составляет примерно от 2 -2,5 до 11 – 13 лет. Важнейшими факторами в развитии музыкальных способностей ребёнка выступают условия музыкальной среды, в которой воспитывается ребёнок, а также музыкально – слуховые впечатления раннего детства. Статистика свидетельствует о том, что в семье, где музыкальны оба родителя, вероятность появления музыкально – одарённого ребёнка составляет 84 — 86%, а не музыкального – 1-2%.
Как можно использовать игрушки?
Например, детям очень нравятся игры в прятки. Рассказываете малышу, что птичка подарила ему пёрышко.
Упражнение «Пёрышко». Подуйте на него, понаблюдайте, как оно кружится. Ребёнок с удовольствием подхватит вашу игру: будет прятать в ладошке пёрышко и, разжимая дуть на него.
Дидактическая игра «Котёнок» на развитие динамического слуха. Положите в коробку игрушечного котёнка: «Кто в коробке так тихо поёт? Правильно – котёнок». Открываете коробку – поёте громче.
Когда вы путешествуете по дому с ребёнком на руках, показывая предметы, изобретайте новые варианты видения их свойств. Так вы развиваете у малыша способность к сосредоточиванию, наблюдательность и внимание.
Аквариум. Какие красивые рыбки плавают в аквариуме! Попросите ребёнка изобразить ладошками, как рыбка плавает в воде и поёт песенку. Да, она может петь, но так, что её никто не слышит. Пение «про себя» способствует развитию у детей внутреннего слуха и дикции.
Для развития дыхания возьмите в руки ленточки и подуйте на них, изображая ветерок. А теперь ребёнок сам попробует подуть на «волны».
Пирамидка. Обратите внимание ребёнка на её форму – она очень похожа на металлофон или ксилофон. Разноцветные колечки и пластинки инструментов расположены в определенном порядке. Показывая на самое большое колечко, ударьте молоточком самую длинную пластинку на инструменте и спойте «До». И так, постепенно поднимаясь вверх, пропойте весь звукоряд: «Ре, ми, фа, соль, ля, си». Чем меньше колечко, тем выше звук.
Перенос действия с одного предмета на другой помогает ребёнку научиться обобщать их признаки.
Матрёшка – это тоже звукоряд. Снимите пластинки с металлофона и положите напротив каждой матрёшки. Чем меньше матрёшка, тем меньше пластинка. Когда вы ударяете по ним, каждая матрёшка «поёт» свою ноту.
Со временем ребёнок сможет соотносить колечки и матрёшек определённого размера с высотой звука. Это способствует развитию абсолютного слуха — определенного вида памяти на конкретную высоту.
Кубики – находка для музыкального образования. Когда вы будете обучать ребёнка счету, выкладывая кубики в ряд один за другим, не забудьте о звукоряде. Один пропойте на ноте «до», два – на «ре», три – «ми» и т.д. Так же и при постройке башни.
Для развития восприятия и слуховой памяти можно связать цветовую гамму кубиков с определённой высотой звука (например, нота «до» — красный цвет). В зависимости от пропетой вами ноты ребёнок будет выкладывать кубик нужного цвета. Но этот навык придёт не сразу, необходима длительная тренировка.
Уже в 2 года ребёнок может разбираться в таких противоположных понятиях, как «весело» и «грустно», «громко» и «тихо», «высоко» и «низко», «светло» и «темно», «день» и «ночь». Слушая классическую музыку, вы обращаете его внимание на то, что она может звучать по-разному.
Весело – когда наступает утро, начинают петь звонко птички, светит солнышко. Грустно – когда становится темно, солнышко и птички уходят спать, наступает ночь.
Понятия «один», «два» и «много» лучше объяснить ребёнку с помощью звуков. Их можно играть в любом расположении. Показываете один кубик и играете на фортепиано один звук, два кубика – два звука, много – несколько звуков (аккорд). Затем играя разные сочетания звуков, попросите ребёнка показывать количество кубиков.
Понятия «маленький» и «большой», «короткий» и «длинный», «узкий» и «широкий» — играете два звука рядом и постепенно расходитесь, переходя с клавиши на клавишу.
Музыка, игры-забавы, музыкальные игры отвлекают детей от переживаний, повышают их настроение, вызывают интерес и желание играть, петь, плясать вместе с другими дошколятами. Хорошее настроение, положительные эмоции являются важным условием повышения иммунитета, в результате чего дети меньше болеют. Известно, что когда малыш не хочет идти в детский сад, весь его организм сопротивляется этому, и в результате ребенок заболевает. Яркая, насыщенная музыкальными развлечениями жизнь детского сада привлекает детей и помогает привыкнуть к новым условиям.
Предлагаем вам серию развивающих игр для дошкольников, направленных на развитие слуха детей и освоение первой музыкальной грамотности ребёнка.
Игра в имена.
Дети здороваются друг с другом, чётко произнося имя и хлопая в ладошки на каждом слоге: » При — вет, Да — ша!» ( на каждый слог — хлопок ). Это развивает чувство ритма. В домашних условиях можно здороваться с любимыми игрушками.
Малыши повторяют движения за взрослым: хлопки в ладоши перед собой, за спиной, над головой, приговаривая вслух: хлоп — хлоп — хлоп. Шлепки по коленям, по животику, по груди: шлёп — шлёп — шлёп. Топают то одной, то другой ножкой: топ — топ — топ.
Извлекаем звуки.
Прислушайтесь с малышом, какие звуки можно извлечь, когда стукнешь ложечкой по крышке кастрюли, стакану, столу, батарее или наполненным разным количествам воды стеклянным бутылкам т.д.
Что звучало?
Расположите перед ребенком музыкальные инструменты. Предоставьте ему возможность поиграть на них, вспомнив их звучание. Затем все музыкальные инструменты закрываются ширмой. Вы играете на одном из инструментов. Ребенок отгадывает, какой инструмент звучал.
Игра под музыку.
Собери шишки в корзину. Разложите на полу мячики (шишки, мягкие игрушки, нарисованные грибы и т.д.). Пока музыка играет — ребенок собирает мячи в корзину, но как только музыка заканчивается — нужно остановиться.
Медведь и бабочка.
Вы играете на пианино на басах (или на барабане). Ребенок танцует танец неуклюжего медведя. Когда зазвучит голос колокольчика или металлофона, ребенок порхает по комнате, как бабочка. Если нет музыкальных инструментов, можно громко или тихо хлопать в ладоши или петь: низко или высоко.
Матрёшки танцуют.
Возьмите себе и ребенку по красивому платочку. Включите веселую музыку и предложите танцевать с платками. Как только музыка выключается — вы замираете.
В настоящее время широкое распространение получили методики раннего обучения детей чтению и другие методы раннего интеллектуального развития. Нейропсихологи считают, что такое интенсивное одностороннее развитие вредит нервно-психическому потенциалу ребенка и может привести к невосполнимым потерям. Выбирайте методики уже проверенные временем. Многолетние исследования зарубежных психологов показали, что дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном и психомоторном развитии. Исследователями отмечено заметное влияние музыкально-ритмических игр на формирование у детей хороших способностей к восприятию информации и способности концентрировать внимание.
Самыми известными программами музыкального развития для детей раннего возраста являются:
Программа «Малыш», автор В. А. Петрова и программа «Музыка с мамой» Железновых
«Музыка с мамой» адресована семье для обеспечения традиционных, эффективных и веселых детских музыкальных игр-занятий с малышами от 5 месяцев до 5 лет.
Детские занятия по системе Железновых и музыкально-ритмические игры и в условиях семьи, и в родительских группах являются эффективным средством профилактики неврозов, а также прекрасной подготовкой для дальнейшего обучения.
Статья написана на основе книги И.А. Петровой «Музыкальные игры для дошкольников» Санкт-Петербург, «Детство — пресс», 2011.